27 февраля 2010 г.

Немного истории

История украшений началась с найденного норвежскими археологами  в Южной Африке колье из ракушек возрастом около 75 тысяч лет до нашей эры.
Сложно сказать, кому оно принадлежало. Это было, скорее, не украшение, а распознавательные знаки или обереги от злых духов. В те времена предназначение аксессуара было таким – сообщать ценную информацию о владельце, о его положение в обществе. Еще первые люди понимали, что украшения могут выделять из толпы. Для создания таких украшений шли все подручные материалы - кости, зубы, семена и все что могло быть обработано существующими орудиями труда. Ценность самого украшения определялась редкостью и сложностью обработки составных частей. Открытие золота дало толчок к развитию ювелирного дела – золото сразу стало самым  излюбленным материалом для изготовления украшений благодаря своей красоте, долговечности и простоте обработки. Примерно в это же время были открыты многие известные сейчас камни и минералы. Их широко стали использовать не только для изготовления ювелирных украшений, но и для декорирования оружия, одежды, столовых приборов и домашней утвари.
Кольцо появилось в древнем Египте во времена правления фараонов. Подчеркнуть статус тех, кто имел власть, было их предназначением. Фараоны украшали руки кольцами и перстнями.  Древние греки, представители знати, носили кольца. Кольцо было знаком высокого сословного положения. Со временем интерес к украшательству возрастал, кольца превратились в светские украшения. Августейшие особы выдавали особые разрешения на ношение колец. В древнем Риме император Август разрешил носить кольца медикам, а Септимий Север в 197 году нашей эры позволил это сделать воинам. Кольца-печатки имели прикладное значение – их использовали для клеймения вещей. Лучники их носили, чтобы поберечься от тетивы, бойцы – для крепкого и надежного удара.
При вступлении в брак молодоженам позволяли скрепить сговор металлическим кольцом. Именно этот факт становился для юриста решающим. Свадебное торжество было вторичным. Его придумали с целью оповещения о факте вступления в брак. Древние евреи вручали невестам кольцо как символ того, что будут заботиться об их финансовом благополучии. Древние египтяне не ограничивались кольцами. Каждое утро египтянина начиналось приблизительно так. После утреннего туалета мужчина в набедренной повязке, если собирался выйти из дома, надевал на запястья браслеты, на палец – кольцо, на шею – нагрудное ожерелье. Респектабельность его виду придавала подвеска из яшмы или сердолика на длинном шнурке. В таком наряде египтянин вел деловые переговоры, заходил в учреждения.
Серьги состоятельные люди надевали на оба уха. Одно проколотое ухо европейца указывало на низкое социальное происхождение. Во времена древнего Рима одну серьгу носили рабы, в Древней Греции – наложники, в средневековой Европе – пираты, цыгане, мошенники. На Востоке раджи и шахи использовали серьги как аксессуар к одежде.
Запорожские казаки тоже использовали серьги как атрибут украшения. В левом ухе серьгу носил единственный сын матери-одиночки, в правом – единственный сын у родителей. У продолжателя рода в каждом ухе было по серьге. Такая традиция запорожских казаков оберегала их от смертельной опасности.
В древней Руси было принято, что перед тем, как ребенок родится, на совете решали – какую драгоценность ему носить. После рождения надевали бисерное ожерелье или нитку с бусами. До определенного возраста детей одевали одинаково, при переходе от детского к подростковому возрасту девочкам прокалывали уши и дарили бусы. Мальчикам прокалывали левое ухо (якобы помогало от грыжи), и тем самым обозначали мужской пол ребенка.
В Средние века украшения должны были точно соответствовать статусу и достатку своего владельца, указывать на его положение в обществе. Украшения того времени отличались правильными лаконичными формами и большими размерами самих изделий и используемых в них камней, хотя благодаря искусству европейских ювелиров подчас создавали иллюзию воздушности и невесомости. Главное – обозначить статус, а удобно ли все это носить – об этом еще не заботились.
На смену им пришли не менее помпезные причудливые украшения в стиле барокко – период с конца XVI до середины XVIII века. Новые, подчас непривычные глазу формы, создаваемые фантазией ювелиров, наиболее востребованы.
 В первой половине XVIII века Европу захватывает стиль рококо – украшения становятся более изысканными, тонкими, изящными, с хорошо обозначенным орнаментом. Появляется качественно новый критерий красоты украшений - соответствие украшения личности его владельца, ювелиры впервые всерьез задумываются об удобстве и комфорте носителя украшений.
Самым плодотворным для развития ювелирного искусства стал период Классицизма – с середины XVIII до конца XIX в. Украшения становятся прерогативой женщин, мужчинам же остаются лишь перстень, булавка для галстука и цепь для часов. Украшения становятся еще  изящней, крайне важно гармоничное сочетание украшений с предметами одежды. На смену разномастным драгоценностям приходят комплекты украшений, сделанные в едином стиле.
В результате индустриальной революции, в XIX веке, появилось широкое сословие среднего
класса. В ювелирном бизнесе это привело к массовому производству недорогих украшений. К этому времени относится первая бижутерия из стекла с покрытием из рыбной чешуи, похожая  на жемчуг, и камеи из раковин, имитирующих полудрагоценные камни. Мастеров, работающих менее дорогими материалами, назвали bijoutiers, а их продукцию бижутерией.
После того, как королева Виктория стала императрицей Индии в 1876 году, в европейское ювелирное искусство стали проникать ориентальные традиции. В сфере бижутерии более массовое производство украшений перешло от индивидуальных мастеров и их мастерских к компаниям. К этому периоду относится рождение до сих пор известных ювелирных марок Тиффани (1837, США), Картье (1847, Франция), Булгари (1884, Италия) Фаберже (Россия).
Коко Шанель выдвинула тезис о превосходстве идеи над стоимостью материала. Она предложила идею ношения бижутерии, которую, в отличие от драгоценностей, можно было носить и с повседневной одеждой. При помощи аксессуаров и дополнений платье легко превращалось из повседневного (с белым воротничком) в нарядное (с украшениями и  искусственным цветком), освобождая женщину от необходимости переодеваться несколько раз
в день. Это было смелым нарушением традиций — множество драгоценностей с дневными  платьями в начале 20 века носили только дамы полусвета. К. Шанель считала, что украшения не должны вызывать зависть, а должны радовать женщину, придавая нарядность даже самой  простой одежде. С этого времени общество перестало предвзято относиться к украшениям из недрагоценных материалов и оценило удобство бижутерии – она эффектно  выглядит и недорого стоит. А бижутерия Swarovski даже стала признаком роскоши и элиты.
В период 1920-1939-х годах, благодаря движению Баухаус, появилось искусство «Арт Деко» или «декоративное искусство», которое ввело в производство украшения из новых материалов: пластики, алюминия, хрома, которые чудесно соседствовали с полудрагоценными  материалами. К этому периоду относится появление заводов, направленных на производство
массовой ювелирной и бижутерной продукции.
1930-е годы были временем Великой Депрессии для Америки и Европы, фильмы были побегом от реальности для публики. Резко снизилось производство ювелирных изделий из драгоценных
металлов и камней. Со времен Рене Лалика, первым запустившего свои бижутерные серии,
бижутерия, «костюмные» или «коктейльные» украшения стали модными не только в силу своей
доступности, но оригинальности и дизайна. Линию Рене Лалика сразу продолжили Коко Шанель и Ельза Шиапарелли.
В конце 1940-х годов, с окончанием второй мировой войны, в моде снова появилось место для украшений. Появились новые материалы – новые пластики, различные способы химического  окрашивания и производства искусственных драгоценных и полудрагоценных камней.  Драгоценные и полудрагоценные металлы смогли выступить в новой роли в виде глинообразного материала, не требующего литья, а только обжига. Все это привело к бесконечному разнообразию стилей, возможностей и комбинаций. Что и по сей день мы можем наблюдать в ювелирной индустрии. Кутюрье не покладая рук экспериментируют, добавляют что-то новое, смешивают и возвращаются к былому, и снова комбинируют. Постоянно радуя нас новыми интересными идеями.
Тезис Коко Шанель о превосходстве идеи над стоимостью материала в наши дни возведен в  абсолют. Из чего только не делают современные украшения: из кожи, пластики, резины, стекла, ракушек, перьев, паеток, вяжут из шерсти и даже валяют из войлока.  
Еще об истории различных украшений можно почитать тут.